логотип ЛиК Личность
и
Культура
афтнская школа Рафаэля

www.лик-спб.рф

 

на главную

Указ Президента  РФ № 808 от 24.12.2014 г.  «Основы государственной культурной политики» является уникальным государственным актом, направленным на формирование новой передовой нации в структуре современной цивилизации. Духовные и интеллектуальные параметры этой нации могут обеспечить беспрецедентное величие и всестороннее благополучие российского общества и государства.

Без преувеличения можно сказать, что Указ № 808 - это уникальный исторический прецедент, не имеющий аналогов. В истории не известны факты, когда развернутое содержание национальной культуры в форме государственного акта становится стратегическим фактором.

Для разработки «Основ Государственной культурной политики», далее «Основы» была создана специальная Рабочая группа под руководством Руководителя Администрации Президента РФ Сергея Борисовича Иванова. Такой высокий уровень Рабочей группы обеспечил получения фундаментального, глубоко проработанного интеллектуального продукта. «Основы» полностью отвечают задачам становления российской государственности нового качества, которое определяется животворящей силой культуры.

«Основы» несут в себе потенциал эпох Ренессанса и Просвещения. 
Один из крупнейших мыслителей классицизма Дени Дидро утверждал: «Нация, которая научит своих детей рисовать в той же мере, как читать, считать и писать, превзойдёт все другие в области наук, искусств и ремёсел».

Во второй половине XIX века стремительное развитие различных видов искусства в США сопровождалось зарождением одного из крупнейших государств мира.

В Российской империи протекали подобные процессы. Только неадекватность государственного уклада исторической реальности не позволила реализовать потенциал этих процессов. 

Почти 25 лет новая Россия шла к «Основам».
Последние 15 лет вместе со страной к ним проделала свой путь и редакция журнала «Личность и Культура».
Уже в ЛиК № 2 за 1999 г. публикуется программная статья «В России - не экономический, а глубинный культурный кризис», в которой с позиций системного знания, раскрыта природа ситуации в стране.  
А в 2010 г. в статьях «Инновационная стратегия национальной безопасности», ЛиК № 4, и «Инновационное решение стратегической проблемы», ЛиК  № 5, говорится о том, что модернизацию культуры надо завершить максимально быстро в целях экономического роста и национальной безопасности.

Информационная политика редакции насыщена данной тематикой:
1. Н.Н. Покровская. Концептуальные основы понимания культуры как базы трансформации общества//Личность и Культура. – 2000. – №1. – с. 19.
2. Как я мыслю, так и существую//Личность и Культура. – 2000. - № 2. - с. 13-15.
3. Н.Б.Покровский, Т.Л. Сивкова, Б.Н.Покровский, Развитие или деградация?//Личность и Культура. – 2000. - № 4. - с. 6-9.
4..  Н.Б. Покровский, Т.Л. Сивкова. От этики к экономике //Личность и Культура. - 2001. – № 3/4. – с. 9-13.
5. Культура – это все //Личность и Культура. – 2002. – №3/4. – с. 25-26.
6. Е.В. Жаринова. Личность, система и общество//Личность и Культура. – 2002. - № 5/6. - с. 39-40.
7. Этика, Эстетика, Экономика. Под ред. д.э.н. профессора А.В. Чистосердова. СПб ТПП. 2002 г. 420 с. 
8. Н.Б.Покровский, Е.В. Жаринова.Приоритеты модернизации начального образования //Личность и Культура. – 2003. - № 1/2. - с. 5-6.
9. Т.Л. Сивкова, Е.В. Жаринова. Критерии эффективности образовательно – воспитательной программы//Личность и Культура. – 2003. - № 1/2. - с. 37-38.
10. М.Г. Скрылова. Человек – рисунок – мир //Личность и Культура. - 2003. – № 3/4. – с.34-35.
11. Н.Б.Покровский, М.Г. Скрылова. Об острой необходимости изобразительного искусства в программе средней школы//Личность и Культура. – 2004. - № 3. - с. 5-6.
12. К вопросу о модернизации среднего образования в Санкт-Петербурге//Личность и Культура. – 2004. - № 6. - с. 42-43.
13. Н.Б. Покровский. О механизме влияния этики и эстетики на экономику общества//Личность и Культура. - 2005. – № 3. – с.32-35.
14.. Красота и здоровье //Личность и Культура. - 2005. – № 3. – с.32-35.
15. Покровский Н.Б. Естественнонаучные основания обучения рисунку.//Личность и Культура. - 2005. – № 3. – с.32-35.
16. Проблемы ЕС – проблемы  европейского мышления?//Личность и Культура. – 2005. - № 5. - с. 8.
17. Н.Б.Покровский, Е.В. Жаринова.  О необходимости системного подхода в гимназическом образовании//Личность и Культура. – 2006. - № 2. - с. 7-11.
18. О возможности реабилитации умственно отсталых людей//Личность и Культура. – 2006. - № 3. - с. 5-8.
19. О необходимости всеобщей изобразительной грамотности в России// Личность и Культура. – 2006. - № 4. - с. 4-5.
20. Россия может избежать культурного провала Запада// Личность и Культура. – 2006. – № 5. – с. 5.
21. Н.Б.Покровский, Т.Л.Сивкова, Е.В. Жаринова. Homo sapiens эмоциональный //Личность и Культура. – 2006. -№ № 5-6.
22. Основные принципы обучения в Народном художественном университете.//Личность и Культура. - 2007. – №  1. – с.32-35.
23. Т.Л. Сивкова, Е.В. Жаринова. Мысль как система//Личность и Культура. – 2007. - № 1. - с. 62-63.
24. Воспитательный потенциал русской культуры//Личность и Культура. – 2007. - № 2. - с. 43-43.
25. Н.Б.Покровский, В.М. Кения. Чтобы инвестировать в человека, его надо знать //Личность и Культура. – 2008. - № 2. - с. 4-5.
26. Ум предпринимателя//Личность и Культура. – 2008. - № 5. - с. 27-28.
27. Образное мышление и фундаментальные законы природы//Личность и Культура. – 2008. - № 5. - с. 86-87
28. Покровский Н.Б.  «Всеобщая изобразительная грамотность в России – суперпроект в развитии науки и образования».  Доклад на I Всероссийской конференции «Наука, образование, инновации». Москва. ИНИОН РАН. 8-10 ноября. 2008 г.
29. Это не финансовый, а интеллектуальный кризис//Личность и Культура. – 2009. - № 1. - с. 4-5.
30. Е. Стародумова. К вопросу о влиянии изобразительного искусства на психологические параметры человека//Личность и Культура. – 2009. – № 5. – с. 96-98.
31. Н.Б. Покровский. Исцеление живописью//Личность и Культура. – 2010. – № 3. – с.7-11.
32. Н.Б. Покровский. Инновационная стратегия национальной безопасности//Личность и Культура. - 2010. – № 4. – с.7-10.
33. Н.Б. Покровский. Инновационное решение стратегической проблемы//Личность и Культура. - 2010. – № 5. – с.8-11.
34. Н.К. Петрова. Нет решения вне культуры//Личность и Культура. - 2011. – № 3. – с. 26-28.
35. Покровский Н.Б. «Изобразительное искусство как фактор социализации личности и инновационного развития общества от палеолита до современной эпохи». Доклад на Форуме педагогических вузов России. Москва, Московский государственный педагогический университет. 21-22 ноября 2011 г.
36. Изобразительное искусство и мозг//Личность и Культура. – 2012. - № 3. - с. 49-53.
37. Н.Б. Покровский. Россияне – самые успешные и благополучные//Личность и Культура. - 2012. – № 4. – с. 9-12.
38. Н.Б. Покровский.  Инвестировать в Ренессанс. //Личность и Культура. - 2013. – № 2. – с.7.
39. Изобразительное искусство и дети//Личность и Культура. - 2013. – № 3. – с.72-74.
40. Н.Б. Покровский, Т.Л. Сивкова, Е.В. Жаринова. Преображение России //Личность и Культура. – 2013. – № 3. – с. 10-16.
41. Т.И. Капустянская. Зачем нужны художники //Личность и Культура. - 2014. – № 2. – с. 70.
42. Е.В. Жаринова, Е.В.Стародумова. Искусство как знак //Личность и Культура. - 2014. – № 4. – с.66-67.

 

Не только информационная политика ЛиК, но и активная практическая деятельность характерна для редакции все это время. В этом формате, например,  проведены пять Всероссийских научно-практических Интернет-конференций «Влияние изобразительного искусства в школе на духовно-нравственное воспитание и интеллектуальное развитие учащихся», Имели место личные встречи со специалистами Администрации Президента РФ. 
В 2012 г. специалисты  редакции принимали непосредственное участие в подготовке для Государственной Думы РФ Проектных предложений по Федеральному Закону «Всеобщая изобразительная грамотность в России» и Проектных предложений по Закону «Развитие изобразительной грамотности в Санкт-Петербурге» для Законодательного Собрания Санкт-Петербурга.

В связи с этим редакция с глубоким удовлетворением отмечает идентичность своей позиции и базовых положений «Основ государственной культурной политики»:
Государственная культурная политика призвана обеспечить приоритетное культурное и гуманитарное развитие как основу экономического процветания, государственного суверенитета и цивилизационной самобытности страны.
■ Государственная культурная политика признается неотъемлемой частью стратегии национальной безопасности Российской Федерации.
■ Культура России - такое же ее достояние, как и природные богатства. В современном мире культура становится значимым ресурсом социально-экономического развития, позволяющим обеспечить лидирующее положение нашей страны в мире.
■ Утверждение приоритета культуры призвано обеспечить более высокое качество общества, его способность к гражданскому единству, к определению и достижению общих целей развития. Главным условием их реализации является формирование нравственной, ответственной, самостоятельно мыслящей, творческой личности.
■ Единение науки, образования и искусства закладывает основу для понимания общественной миссии культуры как инструмента передачи новым поколениям свода моральных, этических и эстетических ценностей, составляющих ядро национальной самобытности.
■ Перед Российской Федерацией стоит задача в исторически короткий период осуществить экономическую и социальную модернизацию страны, выйти на путь интенсивного развития, обеспечивающего готовность государства и общества ответить на вызовы современного мира.
Это возможно только при условии планомерных и последовательных инвестиций в человека, в качественное обновление личности.
■ Государственная культурная политика направлена на повышение гражданского самосознания, готовности и способности людей к активному участию в процессах общественного развития.
■ Утверждение в общественном сознании ценности накопленного прошлыми поколениями исторического и культурного опыта как необходимого условия для индивидуального и общего развития.

С особым энтузиазмом редакция, естественно, отреагировала на следующие положения «Основ»: «Программы обучения в средней школе должны включать, как обязательный, а не дополнительный компонент, получение детьми базовых навыков восприятия и создания произведений искусства: изобразительного, музыкального, вокального, драматического. Владение языками искусств, способность понять то, что говорит нам великая музыка, живопись, театр, не менее важно, чем полноценное владение родным языком и способность читать и понимать сложные литературные тексты. Знакомство и общение с великими произведениями искусств позволяет развить сферу образного мышления, эмоциональную восприимчивость,  помогает привить вкус, эстетические критерии и ценностные ориентиры и тем самым обеспечить гармоничное развитие личности».
В целях их практической реализации в рамках собственной программы редакции «Школа – интеллект и нравственность» (реализуется с начала 2014 г., см.  сайт ЛиК) уже подготовлены пилотные версии региональных программ «Санкт-Петербург 808» и «Новосибирск 808». 

В целях реализации Указа № 808 внесены соответствующие дополнения в Подписную кампанию 2015. 

Вместе с тем информационная политика редакции остается без изменений в связи с тем, что продемонстрировала высокую адекватность актуальным потребностям общества и государства.

За период своей работы редакция имела счастливую возможность знакомиться с представителями российской интеллигенции от Калининграда до Сахалина и Камчатки. Эти знакомства наполнили сотрудников редакции чувством восхищения и глубочайшего уважения к интеллектуальному потенциалу и человеческим позициям  этого профессионального сообщества страны. 

В этой области деятельности деятельность редакции ЛиК продолжается по двум основным направлениям.
Первое – в интересах страны ЛиК способствует максимальной реализации высокого профессионального и творческого потенциала российской интеллигенции. В первую очередь это обеспечивается средствами искусства, как основного института социальных коммуникаций (сейчас их объем недостаточен). Полидисциплинарный формат ЛиК этому еще более способствует, в виду того, что многие инновационные решения рождаются в междисциплинарном поле.
Второе -  в интересах личности на основании традиций Высокой Античности, Ренессанса и Просвещения редакция с одинаковым вниманием обращается к эмоциональному аппарату человека и его потребности в мысли («я мыслю, значит, я существую»). Культурное наследие человечества на страницах ЛиК не только раскрывает все грани бытия, но и дает возможность получать удовлетворение от жизни с чувством собственного достоинства, гармонии и согласия с грандиозной реальностью. Этот эффект способен обеспечить максимальную самореализацию и успех во всех гранях личности. 

Яркой особенностью текущего периода работы редакция ЛиК считает содействие практической реализации Указа Президента  РФ № 808 от 24.12.2014 г.  «Основы государственной культурной политики».  В первую очередь данная задача будет решаться новыми средствами для формирования читательской аудитории журнала.

    

© Личность и Культура. При цитировании ссылка на журнал "Личность и Культура" обязательна.
Яндекс.Метрика