Всеобщая изобразительная грамотность в России
«Нация, которая научит своих детей рисовать в той же мере, как читать, считать и писать,
превзойдёт
все другие в области наук, искусств и ремёсел».
Дени Дидро
«ВСЕОБЩАЯ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНАЯ ГРАМОТНОСТЬ В РОССИИ - СУПЕРПРОЕКТ В РАЗВИТИИ НАУКИ И ОБРАЗОВАНИЯ»
Тезисы доклада на I Всероссийской конференции «Наука, образование, инновации»
Москва. ИНИОН РАН. 8-10 ноября. 2008 г.
(с поздними дополнениями)
Покровский Н.Б.
ЗАО «Гуманитарный фонд»
Проект начал создаваться в середине девяностых годов, когда обстоятельства объединили деятельность специалистов в области производства художественных изделий, обучения изобразительному искусству с большим кругом специалистов и ученых в различных областях знаний. Среди авторов Проекта такие выдающиеся деятели культуры, как Д.С. Лихачев, М.Г. Аникушин, Е.Е. Моисеенко.
В результате системного научного осознания практического опыта был выявлен ряд эффектов, связанных с балансом экстравертного и интровертного типов мышления, взаимодействия образного и понятийного (языкового) мышления. Эти данные легли в основу Теории отстранения. В Заключение Государственного Экспертного Совета Комитета по образованию Санкт-Петербурга было отмечено, что Теория отстранения дает «новое раскрытие проблемы».
На основании положений Теории отстранения был разработан данный Проект.
Наиболее важные положения проекта.
- Изобразительная деятельность – одна из ранних (реликтовых - всеобщих) форм проявления сознания и один из базовых факторов его развития в системе коммуникативных технологий. Самый первый вариант ее – жест.
- Образное мышление обеспечивает непосредственное восприятие и освоение продуктивных моделей и алгоритмов объективной реальности. Это обеспечивает деятельности сознания наибольшую эффективность.
- Образное мышление стимулирует развитие понятийного мышления, наполняя его тем содержанием, которое ему не доступно другим путем, а также сообщая новые алгоритмы аналитической работы.
- Реальность оказывает непрерывное воздействие на человека и тем стимулирует активность образного мышления, что увеличивает креативные возможности сознания. Без этой активности нейронные комплексы, которые отвечают за уровень интеллекта, могут придти к состоянию стагнации, утратить стабильность и разрушаться. В этих случаях сознание деградирует.
- Образное мышление, используя ассоциативные связи, вовлекает в мыслительный процесс более емкие информационные блоки. Это повышает продуктивность мышления и одновременно снижает энергозатраты. Этим, в частности, обеспечивается щадящий режим для нервной и эндокринной системы человека, значительное укрепление его здоровья, повышение работоспособности, полноценная жизнь.
- Квантовый характер процесса образного мышления наиболее адекватен реальности. Поэтому образное мышление обеспечивает не только наиболее масштабное взаимодействие с ней, но и наибольшую продуктивность.
- Образное мышление стимулирует развитие экстравертных свойств сознани, что повышает адаптационные возможности индивида. При этом повышается уровень лояльности к среде, развиваются различные формы сотрудничества. Это обеспечивает синергетические эффекты, которые могут на порядок повышать продуктивность профессионального сообщества.
- Более развитый интеллект граждан обеспечивают обществу в целом наибольшую продуктивность и конкурентоспособность.
- Особую, исключительную важность образное мышление имеет для экономики за счет своего нелинейного характера. Экономика является нелинейным объектом. Линейные подходы современной техногенной, «линейной» цивилизации имеют наибольшее распространение, в т.ч. стимулируются Нобелевскими премиями. В то же время они совершенно не применимы в экономике и ведут к кризисам.
- Изобразительное искусство (в первую очередь реалистическое) является наиболее эффективным средством развития образного мышления, а также экстравертных экстравертных сознания человека.
- Изобразительное искусство является самым крупным блоком информации об опыте существования человечества, который исключительно важен для успешной жизни.
- Изобразительное искусство является наиболее доступным видом искусства, приобщение к которому можно начинать с момента рождения человека. За счет своего реликтового характера оно доступно даже для широкого круга людей с умственной отсталостью.
Сегодня образное мышление человека, в силу наибольшей применимости к нему вероятностного подхода (принцип неопределенности Гейзенберга), можно наиболее отнести к квантовым состояниям сознания. Данное состояние в силу одного только исключительно высокого уровня организации требует специального внимания. В первую очередь это внимание требуется в целях достижения обществом более высоких форм существования в широком спектре проблем – от экономики до экологии.
Разработка Проекта была полностью завершена к 2005 году. Первым шагом для его реализации стало создание в апреле 2006 г. Народного художественного университета в Санкт-Петербурге, как базовой площадки, см. сайт www.culture-people.com
Деятельность Народного художественного университета определена положением «Общая оценка проблем, вызывающих необходимость реализации проекта Народный художественный университет», а также целевым проектом «Народный художественный университет»
Уже первый этап работы Университета дал ценные результаты в практической, методической и научной области.
В числе их «Результаты социологического исследования того, как процесс обучения изобразительному искусству влияет на учащихся».
Сегодня данный Проект является крупнейшей системной инновацией в области интеллекта, которая способна кардинальным образом повысить эффективность экономики, науки и образования. Это обеспечит России прочные позиции, как одного их локомотивов цивилизации перед лицом грозных вызовов.
Дополнительная часть.
1. Пункты 1-7 поясняют следующие материалы.
■ Тезисы доклада «Изобразительное искусство как фактор социализации личности и инновационного развития общества от палеолита до современной эпохи»
■ Гуманитарный Фонд предупреждает
■ Как я мыслю, так и существую
■ Об острой необходимости изобразительного искусства в программе средней школы
■ О необходимости всеобщей изобразительной грамотности в России
■ Изобразительное искусство и мозг
2. Значение изобразительного искусства для научного сообщества конкретизировано в материалах:
■ Доклад «Задача формирования культурной общности научной среды на базе изобразительного искусства, как продукта исторического опыта цивилизаций»
■ О совершенстве в единстве
3. О том, какие есть пути для приобщения детей к изобразительному искусству и их эстетического развития, говорится в статьях:
■ Что мы можем сделать для своих детей?
■ Замечательное и нужное искусство
■ Этико-эстетический конструктор
4. Подготовка и реализация целевого проекта «Народный художественный университет» отражена в материалах:
■ Проект «Народный художественный университет»
■ Карта реализации проекта «Народный художественный университет»
■ Общая хронология подготовки и реализации проекта «Народный художественный университет»
5. По результатам успешной реализации проекта «Народный художественный университет» подготовлены Проектные предложения по Федеральному Закону «Всеобщая изобразительная грамотность в России» в виде Социального проекта со сроком реализации 10 лет.
В августе 2012 г. Проектные предложения были направлены в Комитет Государственной Думы РФ по культуре.
С материалами данных Проектных предложений можно ознакомиться на этом же сайте в разделе Хроника.
Здесь для информации приводятся:
■ Содержание и стоимость работ по Социальному проекту
■ Порядок финансирования Социального проекта «Всеобщая изобразительная грамотность в России»
В настоящее время данные Проектные предложения в составе программы «Всеобщая изобразительная грамотность в России» включены в Мегапроект «Российский Ренессанс», который также представлен на данном сайте.
На главную
|