Концепция программы «Российская культурная навигация»
1. Безотлагательная задача программы – придать ускорение модернизации России адекватной понятийной культурой.
В настоящее время культура как система знаний, ценностей и регулятивов не отвечает задачам развития страны. В сфере экономики по оценочным расчетам это ведет к ежегодным потерям равным 12-15 госбюджетов, Приложение 1.
Темпы развития экономики не обеспечивают конкурентоспособность государства. Ресурсы социальной сферы не обеспечивают потребности населения. Наука и образование несут количественные и качественные потери. В совокупности это несет серьезные угрозы государству.
С учетом исторического времени необходимо к 2015 г. сформировать понятийный аппарат, который обеспечит быстрый системный прогресс страны. Примером такого понятийного аппарата является определение статуса науки – «наука не товар, а ценность», Пр. 2.
В сфере экономики, образования, социальных практик, норм этики и эстетики также необходимы срочные меры по структурированию адекватных понятийных систем.
Сделать это можно только процессорным путем.
Именно процессорный характер понятийным трансформациям и обеспечивает программа «Российская культурная навигация».
Одним из ее инструментов стал проект «Поиск».
1.1. На индивидуальном уровне эмоциональная и понятийная культура граждан должна создавать предпосылки для формирования продуктивного интеллекта и успешной реализации позитивных качеств личности, что формирует и позитивные общественные отношения. При этом эмоциональная культура формирует регулятивы, как завершающий компонент ее структурирования.
На общественном уровне такая культура обеспечивает необходимые предпосылки для самореализации личности, ее глубокой социализации и интеграции личного успеха в успешность государства.
2. Необходимые параметры культуры формируется путем синтеза естественнонаучного и гуманитарного знания, практического опыта человечества и системного подхода. Наука и искусство – два пути познания мира – в совокупности обеспечивают необходимую полноту и продуктивность культуры, которая служит основой социального партнерства.
Для конвертирования компетенций российского и мирового научного сообщества в целевые продукты программы в 2010 г. создан Национальный гуманитарный университет России (НГУР).
Ниже приводится схема («чертеж») взаимодействия журнала «Личность и Культура», (ЛиК) с НГУР в рамках программы
3. Реализация программы ориентирована на краткосрочную до 2015 г., среднесрочную до 2020 г. и долгосрочную до 2030-3035 г.г. перспективы.
4. В краткосрочной перспективе поставленные задачи решаются средствами журнала «Личность и Культура» и Народного художественного университета, www.culture-people.com
4.1. Журнал способствует формированию понятийной культуры в различных институтов общества и государства.
4.2. Возможности Народного художественного университета адресованы широким слоям населения, а также государственной политике в области воспитания, образования и социальной адаптации проблемных групп населения.
На базе университета реализуется проект «Всеобщая изобразительная грамотность в России», Пр. 3. Его ближайшая задача – привлечь к занятию изобразительным искусством российских граждан. Изобразительное искусство существенно гармонизирует социальную среду, делает доступным для осознания исторический опыт человечества, начиная с неолита, а также развивает образное мышление, которое, обладая квантовым, нелинейным характером, существенно повышает продуктивность интеллекта.
Более отдаленная задача – сделать изобразительную грамотность всеобщей за счет модернизации дошкольного и школьного образовательно-воспитательного процесса.
4.3. В этот период планируется объединить возможности учреждений науки, образования, СМИ и государственных органов для создания инфраструктуры, которая позволит широкому профессиональному сообществу включиться в решение проблем поступательного развития общества и государства, а также осуществлять скоординированную просветительскую деятельность.
5. В среднесрочной перспективе планируется полномасштабная реализация возможностей указанной инфраструктуры в режиме общественного сотрудничества и партнерства. В этот период также планируется сформировать устойчивую идеологию молодого поколения, которому предстоит вывести России в мировые культурные лидеры.
6. В долгосрочной перспективе ожидается, что усилиями нового поколения Россия начнет устойчивое движение к тому, чтобы стать одним из локомотивов принципиально новой цивилизации.
ПРИЛОЖЕНИЯ
Приложение 1.
Наша бедность – национальный продукт
(фрагмент)
Сегодня мы имеем то, что имеем, а что мы могли бы иметь? На этот вопрос, как обычно, совершенно точно отвечают специалисты ЗАО «Гуманитарный фонд». Познакомим с содержанием и с логикой их ответа уважаемых читателей.
Ответ строится на основе мировой практики. Согласно этой практике, доля малого бизнеса в доходах бюджета страны составляет от 60 до 80%. В России эта величина составляет сегодня примерно 12-15 %. Примем за исходную величину наибольшую – 15%. Обозначим эту величину доходов бюджета от малого бизнеса сегодня – МБс. Примем, что всю остальную часть доходов бюджета формирует крупный бизнес, и обозначим эту величину – КБс. По принятым нами условиям величина КБс составляет 85% от всего бюджета страны.
Если мы обозначим величину сегодняшнего бюджета страны Бс, то можем записать: МБс = 0,15 Бс, КБс = 0,85 Бс.
Теперь примем по данным мировой практики, что доля малого бизнеса в развитой российской экономике должна составлять примерно 70%. Этот бюджет развитой экономики обозначим Бр, а долю в нем малого бизнеса МБр, крупного бизнеса – КБр. Тогда мы можем записать : МБр = 0,7 Бр, КБр = 0,3 Бр.
В связи с реальной ситуацией в крупной промышленности мы можем считать, что сегодня крупный бизнес дает не более 50% возможного экономического эффекта. Тогда становится справедливым следующее равенство:
КБс = 0,5 КБр (1)
Из равенства (1) мы легко получим
0,85 Бс = 0,5 х 0,3 Бр = 0,15 Бр (2)
А из (2) совсем нетрудно найти величину будущего бюджета Бр:
Бр = 0,85 Бс / 0,15 = 5,7 Бс (3)
То есть будущий бюджет страны должен примерно в 6 раз превышать бюджет настоящий. И это по минимуму, без учета развития ресурсов самого крупного бизнеса и без учета влияния малого бизнеса на развитие крупного бизнеса. А такое влияние необходимо учитывать. Малый бизнес – это гигантская инфраструктура обращения товарно-денежной массы, колоссальный генератор прибавочной стоимости – налогооблагаемой базы общества. Нетрудно выяснить, какая часть этого ресурса сегодня реализована:
МБр = 0,7Бр = 0,7 х 5,7 Бс = 4 Бс (4)
То есть малый бизнес в будущем будет давать 4 сегодняшних бюджетов страны. Тогда рассчитаем их отношение :
МБр / МБс = 4Бс / 0,15 Бс = 27 (5)
В 27 раз должны возрасти доходы от малого бизнеса! И это по минимуму! Другими словами сегодня мы смогли реализовать всего 3,7% от возможного потенциала малого бизнеса.
Есть основания считать, что экономический эффект крупного бизнеса в будущем превысит выше рассчитанную величину минимум в 2 раза за счет влияния малого бизнеса. То есть доходы от крупного бизнеса сегодня составляют не 50%, а только 25% от возможной величины. Тогда следует ожидать увеличения бюджета страны в 12-15 раз! Сразу же возникает наш традиционный вопрос с глубоко тоталитарной природой – кто виноват? Кто виноват в том, что мы так бедны, когда можем быть так богаты? Зачастую взгляды при этом обращаются в сторону чиновников. Было бы просто замечательно, если бы ответ был так прост. А как быть с тем, что выходцы из далекой Индии поднимают хозяйства в брошенных колхозах Подмосковья!
В действительности проблема состоит в крайне низком уровне культуры нашего общества.
Н.Б. Покровский, ЛиК, №3.2004.
Приложение 2
Наука – не товар, а ценность
Поводов для написания такой статьи было достаточно и раньше, но конкретной причиной ее публикации стала статья «Наука должна стать товаром» [1]. Статья содержала интервью газете Деловой Петербург генерального директора ЗАО «3 М Россия». Интервью предшествует сообщение, что «Светлана Баланова, руководитель российского бизнеса американской компании 3М – одной из 30 компаний, по которым рассчитывается индекс Доу-Джонс». Сама компания была создана в 1902 г., в 2009 г. имела объем продаж $ 23 млрд., в России работает с 1991 г.
Весьма интересный материал интервью (что типично для ДП) обращен целиком к бизнесу, построен на стереотипах бизнеса и ориентирует его на наиболее продуктивные модели деятельности. При этом актуальность такой ориентировки очевидна, т.к. по словам Светланы Балановой «… у российского бизнеса и науки сегодня нет культуры R&D-менеджмента, которая развита на Западе».
Только что сделанное утверждение, что материал интервью «обращен целиком к бизнесу», не является неточностью. Хотя Светлана Баланова и упоминает науку, но в контексте ее слов в первую очередь обозначена прикладная наука. Это тот сектор научной деятельности, где научные знания тесно сопрягаются с инженерными подходами для решения конкретных локальных задач. Это – область где доминирует инженерное мышление, в котором интегрировано научное знание. Это знание может принадлежать самому специалисту, а может быть получено от стороннего эксперта- ученого, который инженерным мышление не обладает совершенно.
Мы так подробно остановились на определении сферы прикладной науки, чтобы выделить в особую область той науки, которая занимается получением знания, как описания той природы, в которой мы существует. Эти знания получаются ради самих знаний в процессе естественного стремления разума осознать себя и мир, в котором он пребывает.
Типичный в популярный форме пример такой научной деятельности - изучение группой американских исследователей жизни одного из динозавров по его останкам. Исследователи создали достаточно подробную и впечатляющую картину жизни конкретного доисторического существа, включая некоторые эпизоды его охоты и борьбы за существования. Не ускользнуло от них и то неудобство, которое испытывало животное от мозоли на одной из лап.
Итак, интервью данное газете принадлежит предпринимателю и может быть обращено только исключительно к предпринимателям, что называется, «по определению». Именно они должны искать пути контакта с прикладной наукой для решения бизнес-задач.
Другой вариант – менеджеры науки, о которых говорит автор [2]. Но эти менеджеры тоже – предприниматели. Таким образом, и в этой части интервью обращено только к сфере бизнеса.
Зачем необходимо такое скрупулезное размежевание бизнеса и науки? Да затем, что Боже упаси, если эта статья попадется на глаза чиновников.
В работе [3] достаточно детально анализировался характер культуры современного российского общества. Эта культура совершенно неадекватна ни гражданскому обществу, ни современной экономической практике. В этой культуре практически полностью отсутствует системное знание. В целом это – довольно убогая культура, которая может быть только тяжелым бременем и мощным тормозом в развитии общества.
Являясь, как и все мы, продуктом этой культуры, чиновник к тому же особенно склонен мыслить формальными шаблонами – таковы его профессиональные функции. Типичный пример тому - тезис о «классе собственников». Воспринятый чиновником буквально и формально, этот тезис губит российскую экономику уже почти 20 лет. Помноженный на такой же формальный тезис о «среднем классе», он стал бичом для малого и среднего бизнеса.
Под знаменем «стране нужен собственник» помещения, которые занимал малый бизнес, чиновники стали продавать тем, кто их мог купить. В первую очередь такая возможность есть у спекулятивного капитала (не всегда его происхождение безупречно). Он скупал площади и потом их сдавал в аренду тому же малому бизнесу уже по существенно повышенным ставкам. А это – толчок к инфляции, к раздуванию финансовых пузырей, дополнительные стимулы финансового кризиса. Если же эти помещения мог выкупить сам малый бизнес путем привлечения кредитов или за счет оборотного капитала, то это также вело к тем же последствиям, а, кроме того, и к уменьшению конкурентоспособности бизнеса из-за неизбежного повышения цены продукта. Это было прямое ослабление национальной экономики.
Происхождение денег, их статус, не представлял интереса. Чиновник практически занял позицию «деньги не пахнут». Но это далеко не так. Эту норму отвергает культура развитых цивилизаций. Там уже давно поняли, что это – весьма скользкий путь. Не имея возможности двигаться по этому скользкому пути, как «прямоходящее» существо, Россия движется по нему в «ползучем» положении. Это напрямую отражается не только на результатах – страна теряет до 15 госбюджетов в год [4], но и на самом духе общества, один из стереотипов которого – пресмыкательство.
Траектория этого движения ведет общество к историческому атавизму с последующим исчезновением из числа себе подобных. Никаких признаков прогресса здесь нет.
Вот почему, на первый взгляд такой безобидный, вполне в духе прагматичного бизнеса, тезис несет стране смертельную опасность, если будет воспринят чиновником, как руководство к действиям.
Вот почему мы постарались незамедлительно отреагировать на него.
Наука не является товаром, а является ЦЕННОСТЬЮ, как ингредиент культуры, которая сама является системой знаний, ценностей и регулятивов.
Нам могут возразить в том, что, позвольте, как же так – наука является ценностью и при этом не является товаром? Дело в том, что «ценность» не имеет стоимостного выражения и уже по этому не может быть «товаром». Пример – при рабовладельческом обществе человек не был ценностью, и уже по этому вполне мог быть товаром. В гражданском общества личность человека является «ценностью», но уже не может быть «товаром». Обращает на себя внимание разница в продуктивности труда человека-товара и человека-ценности. Логика исторического процесса со всей очевидности подчинена реализации именно категории человека-ценности [5]. Все другие подходы – противоестественны.
Тот факт, что российский чиновник принадлежит атавистической культуре, его действия зачастую столь противоестественны. Проблема в том, что ничего с этим он сам поделать не может, даже при самом горячем желании верой и правдой служить стране.
То, что наша логика верна, подтверждает хорошо известный факт. В Западной цивилизации искусство из категории «ценности» было перенесено в категорию «товара» и мы получили наиболее бедное по содержанию искусство за всю историю человечества. Перестав быть средством познания мира, искусство перестало влиять на процесс развития мышления человека. Как результат, мы получили «машинный» тип мышления [6].
Этому типу мышления не доступны проблемы межчеловеческого, общественного характера. В 20 веке ни одна межнациональная проблема не решалась без самых примитивных, «допотопных» средств и всегда сопровождалась самыми уродливыми обстоятельствами. Личная жизнь человека в духовном плане также не имеет следов особого прогресса.
Но самое драматичное то, что это «машинное» мышление совершенно не адекватно сущности экономики и поэтому кризисы будут посещать эту цивилизацию постоянно. Это позволило нам еще в 2006 г. прогнозировать современный финансовый кризис [6].
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПОФЕССИОНАЛОВ В ОБЛАСТИ НАКИ И ИСКУССТВА НЕ МОЖЕТ БЫТЬ СВЯЗАНА НИ С КАКИМИ ТОВАРНЫМИ ОТНОШЕНИЯМИ. В этом заключено условие целостного, холистического развития общества. Чтобы пояснить любезному читателю, что такое нецелостное развитие приведем пример шестилетнего ребенка с руками 40 летнего мужчины, или размер обуви женщины среднего роста в районе 48-50.
Стоит задуматься над проблемой. Не правда ли?
Как решение проблемы, мы утверждаем, что наука является Ценностью, а не товаром. Создается наука теми людьми, кто склонен искать Истину, которая сама по себе является Ценностью. Или кто-то станет утверждать, что Истина это – товар?
Другие люди могут пользоваться результатами этой деятельности -плодами науки. Но плоды науки и наука – это разные вещи, как, например, яблоня и яблоки. Мы не можем влиять на процессы в стволе яблони с какой-то своей целью без риска крупных неприятностей, но можем находить множество применений ее плодам. Плоды могут быть предметом бизнеса, яблоня – нет, ни при каких обстоятельствах.
В СССР наука уже была предметом своего рода «бизнеса» (дела), и мы получили замечательный продукт: «генетика и кибернетика – продажные девки империализма».
Итак, еще раз, наука – это ценность, и только ценность, в ряду других ценностей, среди которых и сама жизнь (жизнь вообще).
Литература
1. Наука должна стать товаром//газ. Деловой Петербург. – 28.09.2010. - № 153. – с. 22-23.
2. Судьба науки – судьба человечества//Личность и Культура. – 2002. – № 3/4. – с. 23-25.
3. № 5 – культура
4. Покровский Н.Б. Наша бедность – национальный продукт // Личность и Культура. – 2004. – №1. –с. 4-7.
5. Покровский Н.Б., Покровский Б.Н.. К теории общественных структур (Россия) // Личность и Культура. – 2001. – № 3/4. – с. 14-19.
6. Россия может избежать культурного провала Запада//Личность и Культура. – 2006. – № 5. – с. 4.
Н.Б. Покровский, ЛиК, № 6. 2010.
Приложение 3.
О необходимости всеобщей
изобразительной грамотности в России
Изобразительной грамотностью мы называем умение рисовать, создавать живописные картины и предметы декоративно-прикладного искусства, а также свободно анализировать содержание произведений изобразительного искусства. Значение изобразительной грамотности нами рассматривается в отношении личности человека, общественных отношений, государства, а также в связи с будущей историей России в XXI веке.
Вопрос об изобразительной грамотности имеет в России давнюю историю и странную судьбу. В этой статье важно лишь отметить, что ни разу он не был решен достаточно основательно. То есть, никогда при его решении не было выработано достаточно убедительное решение, которое было бы трудно игнорировать в дальнейшем. В данной публикации делается попытка представить проблему в системном виде.
С позиций личности.
Практические занятия изобразительным искусством особым образом влияют на сознание личности, стимулируя развитие экстравертного типа мышления и эстетических стереотипов, что является актуальной задачей современного человека.
Согласно Теории отстранения [1] по мере развития цивилизации в мышлении современного человека произошло нарушение нормального баланса экстравертного и интровертного типов мышления. При этом именно интровертный тип активно генерирует деструктивные мотивы поведения. В частности, наркотики являются типичным атрибутом современного мироощущения. Человек оказался вырванным из непосредственных связей с Природой, а потому и лишен ее продуктивных моделей существования. Смысл этого существования становится обедненным, формируется в диалоге не с Природой, а с физиологией собственного организма, а также в диалоге с сообществом подобных себе. В такой ситуации смысл жизни может сводиться к самым упрощенным вариантам или утрачиваться полностью с трагическими последствиями. В странах Европейского Союза число самоубийств в год близко к числу потерь СССР в Афганской кампании.
Развитие личности идет путем взаимодействия экстравертной и интровертной сфер мышления. Поэтому в целях полноценного развития личности становятся актуальными специальные меры, компенсирующие угнетение экстравертного типа мышления.
Уровень развития личности и ее продуктивность в самореализации зависят от чувства гармонии, а, следовательно, – от стереотипов эстетики. Формирование эстетических стереотипов наиболее эффективно происходит в процессе создания предметных форм эстетики и усвоения эстетических переживаний прошлых поколений.
В огромном наследии изобразительного искусства сосредоточен многовековой опыт отражения и постижения различных явлений жизни. Освоение этого опыта дает человеку обширные представления для успешной жизни.
Таким образом, изобразительное искусство является остро необходимым как для позитивного формирования личности, так для наиболее продуктивной счастливой жизни.
С позиций общества.
Гармония и позитивность общественных отношений целиком зависят от этих качеств в сознании граждан. При этом гармоничность этих отношений влияет и на величину совокупного продукта общества. Это вытекает из принципов синергетики, а также из выводов Культурологической теории экономики, согласно которой стереотипы эстетики обеспечивают получение 30% ВВП [2].
Высокий уровень развития личности обеспечивает и обществу высокую степень исторического прогресса. Изобразительное искусство при этом выполняет исключительную, ничем другим не заменимую функцию.
С позиций государства.
Нормы толерантности, сотрудничества, взаимопонимания и согласия в обществе обеспечивают государству наименее затратное выполнение своих функций и наибольший уровень национального единства. Это является необходимым условием стабильности и прогрессивного развития с минимальным уровнем конфликтности. Чувству гармонии граждан, рожденному искусством, здесь принадлежит решающая роль.
С позиций истории России в XXI веке.
Согласно исследованиям [3], [4], [5] в XXI веке Россию ожидает беспрецедентное развитие, в ходе которого она станет одним из лидеров мировой цивилизации. При этом западное общество будет переживать системный кризис культуры, который скажется на всех без исключения сферах жизни, в т.ч. – и на экономике. В этих условиях продуктивное развитие сознания российских граждан за счет всеобщей изобразительной грамотности уже сегодня создают для России необходимые предпосылки ее мощного влияния и прочного благополучия в исторической перспективе.
Общий вывод.
Всеобщая изобразительная грамотность обеспечивает отдельной личности наиболее высокий уровень благополучия в жизни из всех возможных, открывает обществу и государству возможности наиболее высоких темпов развития и полностью согласуется с исторической миссией России в XXI веке. Значение этой миссии определит культура.
Это позволяет сделать вывод, что всеобщая изобразительная грамотность является сегодня вопросом особой государственной важности, органично входит в базовые структуры тактики и стратегии развития России. Осуществление всеобщей изобразительной грамотности в России по своему историко-культурному значению стоит близко к делу свв. Кирилла и Мефодия.
Литература
1. Теория отстранения (Аннотация). «Личность и Культура», №2, 2006 г., с. 62-63.
2. Культурологическая теория экономики. «Личность и Культура», №3, 2006 г., с.35.
3. Покровский Н.Б., Сивкова Т.Л. Теория развития России до 2015-2020 гг. «Личность и Культура»,
№ 3/ 4, 2001 г., с.3-8.
4. Н.Б. Покровский, Б.Н. Покровский. К теории общественных структур (Россия). кн. Этика, эстетика, экономика. Под ред. д-ра экон. наук, проф., А.В. Чистосердова. СПб ТПП, 2002, - 414 с., с. 87-96.
5. Покровский Н.Б., Покровский Б.Н., Стрельников В.А.. Быть достойным своего будущего. «Личность и Культура», №2, 2005 г., с.8-10.
Отдел прикладной культурологи ЗАО «Гуманитарный фонд»
|